17.12.2024
Рассказываем, насколько плохо в реальности обстоят дела с декларациями через два года после прекращения массовой публикации
В декабре два года назад Владимир Путин подписал указ, фактически отменивший публикацию деклараций о доходах должностных лиц. Большая часть текста указа касалась людей, связанных с боевыми действиями в Украине. Однако между делом документ закрыл обществу доступ к декларациям любых чиновников.
После этого представители российской власти неоднократно говорили о том, что возможность публикации деклараций сохраняется. Например, спикер Госдумы Вячеслав Володин заявлял: "... если человек собирается переизбираться, если он хочет завоевать доверие избирателей, конечно, он должен быть открыт: рассказать, откуда у него имущество, где, какое."
Сейчас Декларатор работает и с другими источниками данных, но информация о доходах и имуществе чиновников остается основой проекта. Поэтому мы решили изучить, насколько плохо в реальности обстоят дела с декларациями через два года после прекращения массовой публикации.
Вот результаты нашего исследования:
1. Все действительно очень плохо. Нам всем не показалось.
2. Всего 1,25% от нескольких тысяч охваченных исследованием депутатов, губернаторов и глав крупных городов добровольно опубликовали свои декларации за 2023 год. Это 54 декларации на 4305 должностных лиц. Если бы мы исследовали более широкий спектр чиновников: сотрудников администраций, министерств — результат был бы еще хуже.
3. Больше всего деклараций — 32 — добровольно опубликовали депутаты Госдумы. Во многом это результат скоординированных действий представителей партии «Справедливая Россия».
4. Законодательство о декларировании и до 2022 года требовало улучшений, так как позволяет руководителям ведомств произвольно изменять перечень лиц, чьи декларации становятся доступны обществу. В результате с 2015 по 2022 год число годовых деклараций, которые размещали федеральные органы власти, уменьшилось на 19,9%.
Наш вывод: деградация системы декларирования доходов и имущества должностных лиц усиливает коррупционные риски и подрывает доверие к государственным органам. В то же время, не имея доступа к официальной информации, журналисты-расследователи все чаще покупают слитые базы на черном рынке.
Мы считаем, что сложившаяся ситуация невыгодна как самим должностным лицам, которые подают декларации, так и всем, кому полезен доступ к этой информации.
Но не все потеряно. Мы предлагаем набор действий для исправления ситуации (в основном они в руках у российских властей):
— немедленное возобновление публикации деклараций для должностных лиц, не участвующих в боевых действиях. При этом накопленные с 2022 года декларации тоже нужно опубликовать;
— полная отмена ограничений по завершении активной фазы боевых действий;
— проведение общегосударственной информационной кампании о значении антикоррупционного декларирования;
— введение четких законодательных критериев для обязательного декларирования на всех должностях, требующих прозрачности (чтобы министр не мог по своему усмотрению решать, какие сотрудники в его министерстве будут подавать декларации).
Больше о полученных данных и наших выводах читайте в полном исследовании и в материале "Эха".
А мы продолжаем собирать декларации, которые все-таки публикуются. Подпишитесь на наш канал в Телеграме!